Наурыз: праздник весны и изобилия
О казахской культуре и национальных традициях
Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он
отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления
природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным -
и у восточных славян.
Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих
античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он
соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение
передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики
называли его "Гульгардон" или "Гульнавруз", татары - "Нардуган", а
древним грекам он был известен как "Патрих", Корни праздника можно
отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с
глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на
давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее
время приобрел новый духовно-этический смысл.
По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем
весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз.
Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит
первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно
прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как
нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с
проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех
народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по
традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль.
Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже
девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза,
поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной
белизной.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса -
народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет
отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда -
изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего
равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами,
мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз
входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В
ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все
емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день
Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече
заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания,
чтобы все невзгоды и беды миновали их.
Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета,
связанного со старинным ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его
исток". Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в
руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или
арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством
почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по
установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти
от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади
десять!".
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы -
зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на
праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть
персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш.
После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились,
поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу
добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого
праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания
в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.
В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и
изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения
резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает
"выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных
животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню,
до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении
старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы
из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании
Наурыза обязательным являлось присутствие числа "7", которое
олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности:
перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже,
приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи
компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик
(творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными
скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры
"Айкыш-уйкыш" ("Навстречу друг другу") и "Аудары-спек", во время
которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не
обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только
юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием,
что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если
победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее
желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности,
освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали
активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные
этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что
всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой
(келен). Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий
отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни
возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или
фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во
взаимоотношениях мужчин и женщин.
День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме
состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за
горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с
зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и
плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и
равноденствия.
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения
тоталитарной системы, когда все национальное было признано
несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к
анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926
г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в
1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс.
Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после
выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны -
"Наурыз мейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего
равноденствия, праздничным днем - "Наурыз мейрамы". С этого времени
началось широкое празднование "Наурыз мейрамы" по всей республике.
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от
их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и
богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение
благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными
насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха,
улиц и площадей.
В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и
единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в
многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично
трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций
древности.