Вторник, 21.11.2017, 14:45


Казахстан

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-журнал, дружба, любовь, отношения, интернет, кино

История Алматы


Город Алматы расположен в центре Евразийского континента, на юго-востоке Республики Казахстан, на 77 градусе в.д. и 43 градусе с.ш., у подножья гор Заилийского Алатау – самого северного хребта Тянь-Шаня. На одной параллели с ним находятся Гагры и Владивосток.

Климат в городе резко-континентальный, с большими колебаниями температур не только в течение года, но и суток. С высоты менее 500 м городские улицы убегают на север, в степь, в полупустыню, упираясь в жаркие Прикаскеленские Муюнкумы. В южных жилых массивах, на высоте 1500-1700 м над уровнем моря, в урочище Медеу и на Каменском Плато чувствуется дыхание ледников.

Богат и разнообразен животный и растительный мир Заилийского Алатау. Окрестности Алматы являются частью Иле-Алатауского национального парка, на территории которого организованы природные заказники и заповедник. Многие редкие птицы и звери, обитающие здесь, занесены в Красную книгу Казахстана. Среди них – снежный барс, или ирбис, ныне украшающий герб Алматы.

У подножья гор зерновые, бахчевые, табачные плантации и виноградники сменяются на фруктовые сады и ягодники. Свыше 8 тыс. га городской территории занимают сады и парки, скверы и бульвары. Именно здесь обрел свою родину знаменитый Алматинский апорт.

Город занимает площадь более чем 170 кв. км и расположен на выносе древних и молодых отложений рек Большой и Малой Алматинок и их притоков. Горные реки и озера являются основным источником для водоснабжения города.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АЛМАТЫ

В 10-9 веках до нашей эры в эпоху бронзы на территории современного города появились первые поселения ранних земледельцев и скотоводов. Об этом свидетельствуют следы древних поселений Теренкара и Бутакты, располагающиеся на территории города. Найдены керамика, каменные орудия, изделия из кости и металла.

7 в. до нашей эры – рубеж н.э. В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских и позднее усуньских племен. От этого времени остались многочисленные курганные могильники и поселения; среди них выделяются огромные курганы знати «сакских царей». Наиболее известными находками являются «Золотой человек» из Иссыкского кургана, Жалаулинский клад , Каргалинская диадема, семиреченская «художественная бронза»- светильники, жертвенники, котлы. В эпоху саков и усуней территория Алматы становится центром раннегосударственного образования на территории Казахстана.

8-10 вв. н.э. Следующий этап жизни на территории Алматы связан с эпохой средних веков, временем развития городской культуры, переходом к оседлости, развитием земледелия и ремесла, появлением на территории Семиречья многочисленных городских поселений, раскопки которых выявили многочисленные находки керамики, изделий из металла и кости.

В 10-14 вв. города, находящиеся на территории «Большого Алматы», втягиваются в орбиту торговых связей, функционировавших на трассе Великого Шелкового пути. Алматы становится одним из торговых, ремесленных и сельскохозяйственных центров на Великом Шелковом пути, имеющих монетный двор. Об этом свидетельствует находка на территории нынешнего погранучилища датируемых 13 веком двух серебряных дирхемов, где впервые упоминается название города Алмату. 15 в. - 18в. В связи с угасанием Великого Шелкового пути на данной территории происходит деградация городской жизни. Тем не менее, этот период был насыщен важными политическими событиями, оказавшими большое влияние на историю района Алматы и Казахстана в целом. Здесь проходят важные этнополитические процессы, формирование самобытной культуры Жетысу. Именно здесь, в местах, тяготеющих к району Алматы, проходило образование казахского государства и формирование казахской народности.

На этой территории развернулись трагические события, связанные с джунгарским нашествием и героической борьбой казахского народа за свою независимость. В 1730 году в 70 км к северо-западу от Алматы в Аныракайских горах казахские воины одержали историческую победу, явившуюся переломным моментом в Отечественной войне казахского народа против джунгар. 4 февраля 1854 года. Новая история города связана с основанием в предгорьях Заилийского Алатау, в междуречье двух Алмаатинок военного укрепления Российской империи крепости Верное. К осени 1854 года военное укрепление Верное в основном было готово. Укрепление Верное представляло собой в плане неправильный, обнесенный частоколом пятиугольник, одна сторона которого располагалась вдоль Малой Алматинки. Впоследствии деревянный частокол был заменен стеной из сырцового кирпича с бойницами. Основные строения возводились вокруг большого плаца для военных смотров и учений.

1 июля 1855 года в Верный прибыла первая партия переселенцев-казаков. В 1856 году начинают прибывать русские крестьяне-переселенцы, они положили основание Большой Алматинской станице, выросшей рядом с крепостью. По мере пребывания переселенцев вскоре по соседству возникли Малая Алматинская станица и Татарская (Ташкентская) слобода, в которой селились татарские купцы и ремесленники. В мае 1859 года поселение уже насчитывало 5 тыс. жителей. Строительными работами руководил инженер Л.Александровский, начальником строительства был военный инженер Ц. Гумницкий. 11 апреля 1867 года военное укрепление Верное было преобразовано в город с переименованием его в Алматинск, однако название не закрепилось и в этом же году по докладу правительственной «Степной комиссии» город был назван Верным. Преобразование Верного из военного укрепления в город связано с реформой 1867-1868 гг. Верный становится центром Верненского уезда и Семиреченской области. Первым губернатором Семиреченской области назначен Г.А. Колпаковский. Автором первого плана города является Н.Криштановский. По его плану город имел размеры: к югу вдоль реки Алматинки 2 км, к западу 3 км. Предусмотрены сенной, конный и зеленый базары, четыре площади под парки. Территория, отведенная под новый город, была разбита на кварталы, а кварталы на участки. Установлено три категории домов города. Дома I и II категорий должны быть двухэтажными, в крайнем случае, одноэтажные на высоком полуподвале, ими застроен город, домами Ш категории – окраины.
Земельные участки под застройку продавались. Композиционным узлом города была выбрана Гостинодворская площадь (ныне торговый центр «Алматы»). Основные административные и общественные здания располагались в кварталах, примыкающих к городскому парку (ныне Парк им. 28-ми панфиловцев). Первым городским архитектором был Г.Н.Серебряников (1839-1883 гг.). 28 мая 1887 г. в Верном произошло разрушительное землетрясение. В 4 часа утра толчки, продолжавшиеся 11-12 минут, разрушили почти весь город. Особенно пострадали большие кирпичные дома. 1 июня 1887 г. военный губернатор Семиреченской области издал приказ: «Вследствие выяснившейся ненадежности в случаях сотрясения почвы кирпичных построек впредь предлагается возводить лишь деревянные дома» («Семиреченские Ведомости», №91, 1 июня 1887 г.). Для изучения последствий землетрясения и выработки отдельных мероприятий в случае его повторения в Семиречье работала комиссия во главе с профессором И.В.Мушкетовым.   Землетрясение и его последствия изменили вид города к худшему. Впоследствии в основном, строились одноэтажные дома из дерева или самана. Большой вклад в восстановление города и изменения его облика в лучшую сторону внес А.П.Зенков – военный инженер, архитектор, первый в Семиречье разработавший и воплотивший принципы сейсмического строительства (Кафедральный собор). Землетрясение 1910 г. подтвердило правильность его разработок. Большим достижением в этот период явилось озеленение города. В этом была заслуга администрации города и лично братьев Эдуарда и Отто Баумов. Старший брат О.Баум – ученый лесовод с 1883 г. – заведующий Казенным садом (парк Горького), в 1880 г. заложил рощу, носящую его имя. В 1909 г. в сборнике «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (под. ред. В.П.Семенова-Тянь-Шанского. Спб., 1913 г.) было дано такое описание Верного: «В Верном сосредоточены все областные учреждения Семиречья во главе с военным губернатором, и имеет местопребывание епископа туркестанского и ташкентского. Население города достигает 37 000 (26 000 – русские, остальные таранчи, дунгане, сарты, татары, киргизы); в нем имеется 2 100 домов, 9 церквей, 4 мечети, 18 учебных заведений, небольшой областной музей, 66 фабрик и заводов с 313 рабочими. Городские доходы составляют – 119.515 руб., расходы 119.113 р. (т.19, стр. 770). Вторым и последним в предреволюционные годы главным архитектором города был француз Поль Гурдэ (1846-1914), ставший автором первого герба города. Революция 1917 г. не изменила облика города. На старых зданиях появились новые вывески и лозунги. В марте 1917 г. смещены со своих постов военный губернатор, верненский городской голова, воинский начальник. Временное правительство назначило своих комиссаров Шкапского и Тынышпаева. 2 марта 1918 г. в городе установилась Советская власть, был избран областной исполнительный комитет во главе с П.М.Виноградовым. 5 февраля 1921 г. на объединенном торжественном заседании обкома, облвоенревкома, представителей советских учреждений, профессиональных и пролетарских организаций, мусульманской бедноты было принято решение переименовать г. Верный в г. Алма-Ату. По этому решению Семиреченский Военно-революционный комитет издал приказ: «Прежнее название административного центра Семиречья, данное в знак верности колониальному произволу…не может быть терпимо, когда город приобрел значение революционного центра… Отныне Верный будет называться Алма-Атой» (Архив Алма-Атинской области, ф.349, оп.1, д.155, л.17). 3 декабря 1926 г. Совет труда и Обороны принял постановление о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги, без которой невозможно было успешное осуществление реконструкции народного хозяйства обширнейшего района востока и юго-востока республики. Строительство Турксиба явилось решающим экономическим фактором для избрания Алма-Аты столицей Казахстана.

2 марта 1927 г. ЦИК и СНК Каз.АССР принял постановление о переносе столицы республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату (ЦГА РК, ф.585, оп.10, д.45). VI Всеказахстанский съезд Советов утвердил это постановление (Материалы VI съезда Советов. г. Кзыл-Орда, 1927 г.). В свою очередь СНК РСФСР на заседании 29 апреля 1927 г. постановил: «Перенести столицу Казахской Автономной Советской Социалистической Республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату». Фактически переезд правительственных учреждений приурочивался к началу регулярного движения поездов по Турксибу. Переезд состоялся в мае 1929 года на пробном поезде строящегося Турксиба (Архив г.Алматы «Документы о переносе столицы Казахстана в г. Алма-Ату). 28 апреля 1930 года на станции «Айна-Булак» был забит последний костыль, соединивших два огромных экономических районов – Сибирь и Казахстан. 1 мая открылось сквозное движение по Турксибу, и в Алма-Ату пришел первый поезд из Москвы. В этом же году были закончены сооружения городской железнодорожной ветки (в народе называлась «гор. ветка») и шоссе от города до станции «Алма-Ата». В 1930 году был открыт Алма-Атинский аэропорт, и столица Казахстана получила воздушную связь с Москвой. Алма-Ата стала воздушными воротами Казахстана. Превращение небольшого провинциального городка в столицу республики потребовало строительства ряда правительственных и административных зданий, а также большого жилищного строительства. Осенью 1929 года население города достигло уже 100 тысяч человек против 45 тысяч в 1926 году. Совнарком республики утвердил план и контрольные цифры строительства города на 1929-1930 гг. В жилищное строительство вкладывалось почти 6,5 млн. руб., на строительство административных зданий – 2,9 млн. руб., и в коммунальное хозяйство – 2,2 млн. рублей. Жилищное и школьное строительство, а также строительство учреждений здравоохранения выдавались первоочередные. В связи с переездом столицы Казахстана в Алма-Ату , в 1936 году был разработан Генеральный план в архитектурно-планировочной мастерской №1 Наркомпроса РСФСР. Основной задачей генплана было превращение Алма-Аты в культурную благоустроенную столицу. В основу планировки легла исторически сложившаяся прямоугольная система кварталов с ее одновременным укрупнением и реконструкцией. 1941-1945 гг. В годы Великой Отечественной войны городская территория претерпела большие изменения. Для организации всесоюзного тыла и концентрации производственный и материальных ресурсов было высвобождено 45 тыс . кв. метров площадей, уплотнен жилой фонд для размещения 26 тысяч эвакуированных. В Алма-Ату было переброшено из прифронтовой полосы более 30 промышленных объектов, развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений. В Алма-Ате были объединены ведущие киностудии Ленинграда, Киева, Москвы. За самоотверженный труд в тылу свыше 52 тысяч алмаатинцев были удостоены высоких государственных наград. 48 горожан получили высокое звание Героя Советского Союза. В Алма-Ате были сформированы 3 стрелковые дивизии ( среди них знаменитая 8-ая гвардейская панфиловская дивизия), 2 стрелковые бригады и 3 авиационных полка на базе алма-атинского аэроклуба. Новый проект планировки Алма-Аты, выполненный в 1949-1950 гг. Ленинградским отделением Гипрогора, был обусловлен пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства Каз.ССР, предусматривающий расширение территории в юго-западном направлении, застройку центральной части 3-4-х этажными домами: особое внимание уделяется совершенствованию транспортных магистралей и связей; впервые предлагается противоселевая защита города. Разработанный «Ленгипрогором» в 1962-1963 гг. генплан г. Алма-Аты с перспективой до 1980 года выделил четыре планировочные зоны и наметил реконструкцию существующих селитебных зон. Только за период 1966-1971 гг. в городе введено в эксплуатацию 1400 тыс. кв.м. государственного и кооперативного жилого фонда; ежегодно строится около 300 тыс. кв.м. жилой площади.В этот же период в строительство активно внедряется опыт возведения сейсмостойких зданий повышенной этажности. Исторически сложившиеся традиции планировочной системы города Верного нашли отражение в новом генплане Алма-Аты 1968 года, в который была заложена концепция «динамического центра», что предусматривало перемещение городского центра в направлении развития города. Использование в строительстве типизации и унификации конструкций позволило разнообразить архитектурные формы. Активно ведется строительство школ, больниц, культурно-зрелищных сооружений, среди которых Дворец им. Ленина, гостиница «Казахстан», спортивный комплекс «Медео» и др. проекты. Проектируются и создаются зоны отдыха, большое внимание уделяется проблемам экологии, получает развитие городской транспорт. С 1981 года проводятся работы по проектированию метрополитена. Новый геплан Алматы, разработанный в 1998 году с перспективой до 2020 года, основной целью ставит формирование «экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды. Основная архитектурно-градостроительная идея: сохранить и развивать облик города Алматы как «город-сад» (Проект генплана Алматы. С. Баймагамбетов). Генпланом разработаны проекты застройки территорий под многоэтажное и индивидуальное строительство, проведена реорганизация промышленных зон, совешенствование дорожно-транпортной сети, ввод метрополитена. В 1993 году решением правительства город Алма-Ата был переименован в Алматы. В 1997 году Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева столица была перенесена из Алматы в Астану. 1 июля 1998 года была принят Закон об особом статусе города Алматы, определяющий его как научный, культурный, исторический, финансовый и производственный центр.



Почтовая связь г. Верного.




Развитие почтовой связи в Семиречье тесно связано с возникновением и становлением города.

Первое почтовое отделение было открыто в городе Алма-Ате 24 октября 1860 г. В начале 20 века связь в городе Верном развивалась довольно медленно. До Октябрьской революции в Казахстане было около 250 почтово-телеграфных центров. Они находились только в городах, уездных и областных центрах. Город Алма-Ата (Верный) являлся областным административным центром, поэтому телеграфные линии связывали его с другими городами и населенными пунктами.

Алма-Атинский почтамт существовал как объединенная почтово-телеграфная контора, подчинявшаяся Туркестанскому Почтово-телеграфному округу, резиденция которого находилась в г. Ташкенте. По некоторым сведениям в 1913 г. это отделение располагалось в крошечном здании на углу улиц пр. Достык (бывш. Колпаковского), Жибек Жолы (бывш. Торговая) и Гоголя (бывш. Штабная). Позднее это отделение было переселено в здание расположенное возле сенного базара (ул. Пушкина, площадь автовокзала «Саяхат»). Это почтовое отделение обслуживало Ташкентское, Семипалатинское, Пишпекское и Чугучакское (Китай) направление почтовой связи. Специальная конно-почтовая станция занималась доставкой городских письменных сообщений. Из этой станции почтовая корреспонденция вывозилась конной охраной. Поэтому в то время письма никогда не терялись, но шли до получателя месяцами.

В начале 30-х годов количество почтовых предприятии выросло в 5 раз, для почтовой перевозки стали применять и воздушный транспорт.

В 1931г. впервые в сельской местности стали работать колхозные почтальоны.

В 1936 г. из почтово-телеграфной конторы выделились в самостоятельную контору телеграф и телефонная станция. Почтово-телеграфная контора стала именоваться почтовой конторой. Начали организоваться городские отделения связи.

В 1975 году население Казахстана обслуживали более 470 почтовых предприятий, 94 передвижные почтовые отделения.

В городской и районной местности имелось около 40 тысяч почтовых ящиков. Печатные издания и корреспонденции доставлялись во все областные центры, 113 городов и районные центры, а также в трудно доступные места почта доставлялась по воздушным линиям.

Почту можно считать ровесником города Алматы. Она сыграла большую роль для развития города. В настоящее время снабженная новыми технологиями «Казпочта» связывает нашу Республику со всем миром.

Некоторые цифры и факты из истории города Верного

Весной 1854 года началось строительство укрепления Заилийского позднее переименованного в Верное. В казачьих станицах, основанных близ крепления, возводились первые промышленные предприятия. В 1857 году неподалеку от Татарской слободки, появилась водяная мельница, а через год купец Кузнецов, впоследствии крупный промышленник Семиречья, открыл пивоваренный завод.

11 апреля 1867 года, укрепление было преобразовано в город Верный, ставший политическим и административным центром вновь образованной Семиреченской области, которая вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Как свидетельствуют архивные документы, в 1879 году в городе насчитывалось 3825 строений, из них 1613 были возведены из кирпича-сырца. В Верном разрешалось строить только каменные дома или кирпичные здания. Несмотря на это, истребление лесов в окрестностях города принимало такие размеры, что власти были вынуждены запретить бесконтрольную рубку леса и строительство деревянных домов. Для охраны лесных массивов в горных ущельях были поставлены военные караулы.

В Кордонном ущелье находился главный караул – кордон, в Бутаковском – шла заготовка леса для казенных построек под командой сотника Бутакова, Лебединское, Каменское, Комиссаровское и Ремизовское ущелья были названы по фамилиям солдат-караульщиков и сохранили эти названия до наших дней.

С 17 ноября 1871 года в Верном начали функционировать местные органы управления – городская дума и управа, выбиравшиеся из наиболее крупных промышленников и купцов.

Дума и управа много внимания уделяли развитию торговли – строительству лавочных рядов базаров, но у них не хватало средств на благоустройство, развитие образования и здравоохранение.

28 мая 1887 года город постигло стихийное бедствие. Землетрясением огромной силы были разрушены кирпичные и каменные здания, деревянные строения получили серьезные повреждения После землетрясения в Верном было запрещено возводить каменные дома, считалось, что они наиболее опасны для жизни во время стихийных бедствий.

К 1907 году в городе уже насчитывалось 2138 построек, из которых всего 8 было каменных, а 2130 – деревянные. Одна из построек была часовня, возведенная в центре Гостинодворской площади (в квадрате нынешних улиц Пушкина, Макатаева, Зенкова, Жибек жолы) – памятник погибшим при землятресении. В настоящее время в этом районе разместились корпуса Центрального рынка.

Гостинодворскую площадь окружали солидные дома купцов Пугасова, Шевагина, Харина, Малышева, Михайлова и других.

Большая, так называемая, Казарменная площадь была в квадрате нынешних улиц Кабанбай батыра, Абылай хана, Богенбай батыра и Панфилова. В Центре площади стоял Военный собор. А в низу, до улицы Штабной (ныне – Гоголя), тянулись казармы.

Воинские части размещались в центре города. Достаточно просторно размещались и священнослужители. Церкви располагались каждая на своей площади: Троицкая (в квадрате нынешних улиц Кабанбай батыра, Чокана Валиханова, Пушкина; Покровская (ныне сквер Амангельды); главный собор в Пушкинском парке,; Никольская церковь на территории Большой Алматинской станицы. И еще одна небольшая церквушка была прямо во дворе дома архиерея (на углу нынешних улиц Зенкова и Казыбек би). Это здание не «дожило» до наших дней.

В 1913 году в Верном была всего одна больница на 55 коек, практиковало 10 врачей, столько же фельдшеров и 3 зубных техника. С наступлением сумерек город в то время погружался во тьму. Вопрос об освещении улиц годами обсуждался в городской думе. После долгих словопрений в 1915 году дума пришла к выводу: «Средства на освещение улиц не отпускать, так как порядочным горожанам по вечерам надлежит сидеть дома».