Вторник, 21.11.2017, 14:45


Казахстан

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-журнал, дружба, любовь, отношения, интернет, кино

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи

Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави

g_v_w_p10.jpg (46589 bytes)Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) - яркий образец архитектуры тимуридского времени, объединивший в своих стенах различные по функции помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу), большой и малый аксараи, китапхану, асхану, кудукхану и многочисленные худжры. Из-за такого разнообразия функций здания ученые никак не могут прийти к единому мнению по поводу его названия, а потому называют его по-разному: мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс, ханака. Каждое из названий характеризует лишь одну из функций этого грандиозного комплекса и не отражает всех служб и ритуалов, предусмотренных в нем. В последнее время в кругу специалистов его чаще всего называют "ханакой" - термином, которым принято называть странноприимные дома (монастыри) дервишей.

n_facade_p10.jpg (32433 bytes)Ханака сооружена по указанию эмира Тимура в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави, умершего в XII в. Официальная история Тимура "Книга побед" ("Зафар-наме") связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1397 г., когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Согласно "Книге побед", именно во время пребывания в городе Ясы Тимур дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения, достойного памяти Ходжи Ахмеда Ясави. Оно должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.

c_roomp_10.jpg (57515 bytes)Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (гяз - мера длины, равная 60,6 см). В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. Осуществление указа о сооружении возлагалось на Мауляну Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире делами благотворительности. В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей. В их число входили проповедник, два чтеца Корана, управляющий имуществом, водонос, садовник и уборщик. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: "Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом эмира Тимура Гургана... - да продлит аллах его повеления на века!".

Указания Тимура о строительстве исполнялись неукоснительно. По преданию, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали portal_main_p10.jpg (36200 bytes) кирпич для строительства. В 1405 году Тимур умер, и работы на мавзолее Ахмеда Ясави прекратились. Незаконченными остались портальная часть (пештак) и отделка интерьеров некоторых помещений здания.

 Как было сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави - многофункциональное сооружение, включающее целый ряд помещений: джамаатхану - зал для собраний, усыпальницу - место захоронения Ахмеда Ясави, мечеть, большой и малый аксараи - помещения для совещаний, диспутов; китабхану - комнату для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхану - помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхану - комнату с колодцем; худжры - комнаты для служителей ханаки и паломников. Композиционно все помещения ханаки сгруппированы в прямоугольник размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м. Купола и арки портала возвышаются до 38 м.

tomb2_p10.jpg (16276 bytes)Главным помещением в архитектурной композиции постройки является усыпальница Ахмеда Ясави, расположенная в глубине здания. Над входом в усыпальницу сказано: "Повелел построить эту священную усыпальницу - "раудат" (дословно - сад шерифов)... амир Тимур Гурган...". Термин "раудат" принят в переводах как "усыпальница", хотя дословно с арабского языка он означает "сад", что применительно к усыпальнице должно означать "райский сад". Таким образом, усыпальница, предназначавшаяся для обитания духа похороненного здесь Ахмеда Ясави, названа райским садом. Соответственно и убранство этого помещения решено самым изысканным образом. Посреди крестообразного в плане зала установлено надгробие шейха, представляющее трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Угловые гульдасты и карниз надгробия декорированы резьбой в виде жгутов и сталактитов. Надписей на надгробии нет. Помещение перекрыто двойным куполом, внутренним высотой 17 м и наружным около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

r_dome_p10.jpg (51374 bytes)В северо-западном углу здания расположена мечеть. Помещение перекрыто куполом, высоко поставленным на барабан, прорезанный световыми проемами. Мечеть - единственное помещение памятника, где сохранились фрагменты настенных росписей, выполненных голубыми красками и представляющих собой геометрические и растительные орнаменты, заключенные в пояски, рамы, картуши. Уникальным памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике наборной глазурованной мозаики.

Связывающее звено всех помещений - джамаатхана - это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 метра, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. Здесь проходили собрания и групповые радения (зикры) дервишей. kazan_p10.jpg (29966 bytes) В центре зала находится ритуальный казан (отсюда другое, более употребляемое название зала - казанлык), отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Казан - символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2.2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. Поверхность казана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды - дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: "Будь благословен", год изготовления казана - 1399 и имя мастера - Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: "Царство аллаху". Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.

script_p10.jpg (43810 bytes)Благодаря полихромным глазурованным облицовкам, бирюзовой гамме, сплошь покрывающим фасады, здание выглядит нарядно. В основе декора лежит преимущественно эпиграфический орнамент. Все стены памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпанованными в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают места на подкупольных фризах, в обрамлении михраба и выполнены канонизированным почерком сульс; особо выделены на памятнике хадисы, использованные в оформлении оконных и дверных проемов. Ковровые заполнения стен со стилизацией букв содержат часто повторяемые богословские сентенции. Единственный фасад ханаки, оставшийся необлицованным, - это южный или главный фасад здания, решенный в виде гигантского портала.

door_e27_p10.jpg (67598 bytes)Туркестанская ханака - сложное инженерное сооружение. Большой массив здания с двухсветными залами, 2-х и даже 3-ярусным расположением помещений предопределили весьма ответственные конструктивные решения. Основаниями памятника служат многослойные глиняные заливы глубиной до 1,5 м, одновременно служащие гидроизоляцией стен. Наиболее загруженные части памятника - пилоны портала, устои джамаатханы опираются на глинобитные фундаменты. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на ганчевом растворе (разновидность гипса).

pray_nich_p10.jpg (49106 bytes)Ханака Ахмеда Ясави сыграла значительную роль в формировании туркестанского некрополя, сложившегося на месте раннесредневекового кладбища, представленного несколькими надмогильными постройками и мавзолеями с традиционной ориентацией их входов на юго-запад - в направлении на Мекку. Появление ханаки предопределило формирование здесь ханских захоронений. Так, в конце XV в. в Туркестане сооружается мавзолей Раби'и Султан Бегим - дочери знаменитого тимурида Улугбека, жены хана Абулхаира. Позже возле ханаки Ахмеда Ясави сооружались мавзолеи Есим-хана, Аблай-хана, Джангир-хана и др. Незначительная часть захоронений сделана в самой ханаке, однако уже в более позднее время. По мусульманским поверьям погребение около могилы святого сулило покровительство (заступничество) последнего в загробном мире, и желающих быть похороненными поближе к мавзолею было очень много.

Ханака Ахмеда Ясави - одно из уникальных архитектурных сооружений bactrian.jpg (21200 bytes) на территории Казахстана. Научное обследование ханаки началось в конце XIX в., хотя описания постройки встречаются в разных источниках начиная с XV в. Первой научной экспедицией в город Туркестан (в 1905 г.) для изготовления чертежей памятника стала экспедиция Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии, возглавляемая профессором Н. И. Веселовским. Начиная с 1922 г., несколько комиссий участвовало в техническом осмотре постройки. Наиболее глубокие исследования памятника выполнены в 1952-1958 гг. (Б. Н. Засыпкин, Т. Ш. Карумидзе, Л. Ю. Маньковская, К. А. Шахурин), а также в 1970-80 гг. (Б. Т. Туякбаева, А. Н. Проскурин).

Источник: http://www.unesco.kz

О Ходже Ахмете Яссауи

Мавзолей Арыстан Баб